Электронный научный журнал

ГЕРОНТОЛОГИЯ
«GERONTOLOGY» Scientific Journal

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ ПРАКТИЧЕСКОГО ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТОВ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Антощук С.В.1
1. ГВУЗ Университет менеджмента образования НАПН Украины, Киев, Украина
УДК 378.046.4:004

Введение.

Одной из характерных черт нынешнего общества является быстрая смена идей, информации, знаний и технологий. А тенденции глобализации и интернационализации общества усиливают взаимосвязь и взаимовлияние между различными отраслями, а также динамику этих изменений.

Образовательная деятельность высших учебных заведений последипломного педагогического образования на данном этапе не в полной мере отвечает современным требованиям и пока не обеспечивает возможности вхождения в европейское образовательное пространство.

Существующая система последипломного педагогического образования (ППО) не решает в полном объеме задачи повышения квалификации (ПК) педагогических работников на современном уровне качества, требует реформирования и модернизации. Для обеспечения её стабильного развития и превращения в систему открытого типа необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, использовать современные технологии и инновационные подходы в организации образовательного процесса.

Несмотря на глубокие исторические корни своего возникновения, именно дистанционное обучение (ДО) является одной из ведущих технологий XXI века, использование которой наиболее эффективно способствует модернизации системы образования.

Структура, содержание, направленность и организация образовательного процесса в системе повышения квалификации педагогических работников кардинально отличаются от процесса обучения в высшей школе. Это связано, прежде всего, с особенностями контингента обучения. Контингент вузов последипломного педагогического образования – это взрослые люди, на обучение которых распространяются принципы андрагогики.

На содержание и организацию дистанционного обучения влияют такие характеристики контингента, как: возраст, образование, опыт работы, социальный статус, уровень компьютерной грамотности и тому подобное. Личные характеристики контингента также влияют на структуру, объем и практическую направленность содержания обучения.

Итак, особенности контингента и специфика образовательного процесса в последипломном педагогическом образовании существенно влияют на выбор технологий дистанционного обучения, содержание учебного материала, логику его построения и оформления, объем, режим и динамику представления и тому подобное.

Цель исследования состояла в анализе современного состояниядистанционного обучения в высших учебных заведениях (ВУЗ) последипломного педагогического образования, определении основных проблем и поиске путей их решения.

Результаты и их обсуждение.

Внедрения технологий дистанционного обучения в образовательную систему Украины было начато с этапа информатизации образования (1997–2000 гг.). В этот период проводится ряд конференций, посвященных этой проблеме, создаются отдельные лаборатории и центры дистанционного обучения в вузах [6], осуществляется ряд международных проектов, которые способствуют развитию ДО, и принимается ряд нормативных документов [2, 3, 13], регламентирующих его развитие. Одновременно появляются единичные работы украинских ученых П.В.Дмитренко, В.Н.Кухаренко, Ю.А.Пасичника [1, 4], посвященные дистанционному обучению.

Анализируя внедрение дистанционного обучения в последипломное педагогическое образование можно выделить три этапа: начальный, становления и развития.

Первый этап – начальный этап (1999–2002 гг.).

В 1999 году В.В.Олейник публикует две проблемные статьи о проблемах дистанционного обучения в последипломном педагогическом образовании [5, 7] и Концепцию дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования [8].

В этом же году в соответствии с Концепцией в Центральном институте последипломного педагогического образования создается штатный Центр дистанционного обучения и осуществляется монтаж локальной коммуникационной сети с выходом в Интернет, разрабатывается первый сайт Центрального института последипломного педагогического образования (ЦИППО) (www.cippe.edu-ua.net).

В период 2000–2002 гг. в ЦИППО творческим коллективом под руководством В.В.Олейника выполняется госбюджетная научно-исследовательская работа (НИР) на тему «Содержание и организация дистанционного последипломного педагогического образования» на заказ АПН Украины. Главным результатом этой работы стала разработка, обоснование и апробация организационно-педагогической модели дистанционного обучения в последипломном педагогическом образовании, а также разработка и утверждение: положения «О дистанционном обучении в системе повышения квалификации педагогических работников» [9] и программы внедрения дистанционного обучения в Центральном институте последипломного педагогического образования [10].

В 2002 году в ЦИППО впервые в системе последипломного педагогического образования организуется кафедра дистанционного обучения, сотрудники которой внесли весомый вклад в развитие теории и практики дистанционного обучения в последипломном педагогическом образовании.

Второй этап – этап становления (2003–2008 гг.).

На этом этапе основными направлениями внедрения дистанционного обучения в последипломное педагогическое образование были:

  1. Дальнейшая разработка теории и практики дистанционного обучения в ППО.
  2. Ознакомление руководителей, научно-педагогических и педагогических кадров образования, методистов и специалистов психологических служб с различными аспектами дистанционного обучения.
  3. Подготовка персонала к работе с технологиями дистанционного обучения.
  4. Внедрение дистанционного обучения в образовательную деятельность вузов последипломного педагогического образования.

В  этот период в ЦИППО были выполнены две госбюджетные НИР на заказ АПН Украины по темам: Теория и методика подготовки управленческого и преподавательского персонала в системе дистанционного последипломного образования (2003–2005 гг.); Научно-методические основы повышения квалификации руководящих кадров профессионально-технических учебных заведений в системе дистанционного обучения (2006–2008 гг.).

Главным научно-практическим результатом этого периода стала разработка и апробация инновационной формы обучения – очно-дистанционной, которая позволила кардинально изменить структуру повышения квалификации педагогических работников, увеличить бюджет времени без увеличения продолжительности отрыва руководящих и педагогических кадров образования от профессиональной деятельности.

Также в результате реализации названых выше направлений в этот период наблюдался рост количества институтов последипломного педагогического образования, внедряющих технологии дистанционного обучения в образовательный процесс.

Третий этап – этап развития (2009–2014 гг.).

На этом этапе дальнейшая разработка теоретических и практических аспектов дистанционного обучения в последипломном педагогическом образовании происходила по следующим направлениям:

  1. Исследование проблем дистанционного обучения на базе инновационных подходов к организации повышения квалификации педагогических работников.
  2. Подготовка  новых  категорий  специалистов  в  области  дистанционного обучения.
  3. Внедрение новых подходов к организации повышения квалификации педагогических кадров.

В  этот период по заказу АПН Украины в Университете менеджмента образования (правопреемник ЦИППО) были выполнены две госбюджетные НИР по темам: Кредитно-модульная система организации учебного процесса в повышении квалификации руководящих кадров образования (2009–2011 гг.); Научно-методические основы модернизации образовательной деятельности высших учебных заведений последипломного педагогического образования на основе современных технологий (2012–2014 гг.).

Основным научно-практическим результатом выполнения этих НИР стали научное обоснование и практическая апробация целесообразности и возможности перехода на кредитно-модульною систему организации учебного процесса при очно-дистанционной форме обучения в системе повышения квалификации педагогических работников; разработка научно-методических основ модернизации образовательной деятельности в вузе ППО на основе современных технологий и принципах Европейской кредитно-трансферной системы (ЕКТС). В результате удалось воплотить главную идею Болонского процесса о свободном выборе учащимся форм, методов и содержания обучения.

В 2014 году впервые в последипломном педагогическом образовании были апробированы ряд новых подходов по использованию технологий дистанционного обучения. В первую очередь это касается организации повышения квалификации на базе учебного заведения – заказчика образовательных услуг (Уманский государственный педагогический университет), проведения дистанционных занятий в различных режимах (синхронном и асинхронном), а также внедрения всех основных видов педагогического контроля (входящего, модульных, выходного и т.д.).

Подготовка новых категории специалистов в области дистанционного обучения проводилась по учебным программам и планам новой структуры, которые включали нормативную и выборочную составляющие.

Расширение категорий специалистов в области дистанционного обучения для высшей школы и областных институтов последипломного педагогического образования способствовало:

  • увеличению масштабов применения технологий дистанционного обучения образовательном процессе высших учебных заведений;
  • расширению    масштабов    ознакомления    руководителей    и    научно- педагогических кадров образования с возможностями и преимуществами дистанционного обучения;
  • повышению имиджа Университета менеджмента образования как научно- методического центра последипломного педагогического образования.

На этапе развития существенное внимание уделялось вопросам планирования и организации образовательного процесса, основанным на расширении возможностей применения технологий дистанционного обучения. Во-первых, это касается дифференциального подхода к структуре и параметрам очно-дистанционной формы обучения в зависимости от категории руководящих и педагогических кадров образования. Во-вторых, удалось решить проблему индивидуализации содержания самостоятельной работы слушателей в зависимости от личных запросов, интересов и профессии. На кафедре открытых образовательных систем и информационно-коммуникационных технологий был разработан перечень учебных модулей по выбору слушателей для самостоятельного изучения на дистанционном этапе повышения квалификации, определено их содержание и создано методическое обеспечение.

Отныне общий учебный план для каждой категории слушателей состоит только из нормативной составляющей (I и III этапы повышения квалификации), на дистанционном этапе – каждый слушатель работает по индивидуальному учебному плану, чем и обеспечивается индивидуальная образовательная траектория.

Особого внимания также заслуживает опыт использования в рамках педагогического эксперимента при повышении квалификации педагогических работников облачных технологий, которые обладают рядом преимуществ:

  • экономичность (ненужны средства на аппаратное и программное обеспечение Веб-сервера, его поддержку и администрирование);
  • мобильность (преподаватели и слушатели свободны в выборе места, времени и устройства для доступа и загрузки учебного контента);
  • простота (требуется малое количество времени для овладения практическими навыками использования технологий, алгоритмы работы интуитивно понятны рядовому пользователю Интернет);
  • неограниченность (количество и объемы электронных учебных курсов не ограничиваются мощностями учебного заведения);
  • автоматизация (отдельные процессы организации, управления и оценивания могут быть настроены автоматически и не требуют вмешательства куратора-тьютора).

В.В.Ткачук отмечает, что облачные технологии сегодня являются наиболее перспективным направлением развития мобильных ИКТ [12]. Прежде всего потому, что предусматривают легкий и удобный доступ к огромному количеству виртуальных ресурсов (аппаратных, программных платформ и услуг) и не зависят от устройств, используемых пользователем [15]. Это позволяет утверждать, что облачные технологии является оптимальным инструментом для практической реализации большинства свойств дистанционного обучения, таких как: оперативность, информативность, гибкость, параллельность, дальнодействие, массовость и интернациональность.

Исследовательское объединение EDUCASE [14] исследовало влияние внедрения и      распространения облачных технологий на высшее образование. Методические аспекты использования облачных технологий в образовательном процессе также исследовал коллектив ученых под руководством З.С.Сейдаметов [11]. На основании этих исследований облачные ИКТ были признаны оптимальным инструментом для обеспечения повсеместного и ежечасного доступа к образовательным услугам.

Безусловно, были выявлены и отдельные недостатки их использования. К ним следует, по нашему мнению, отнести: отсутствие какой-либо нормативной базы для организации обучения с применением облачных технологий, также остается открытым вопрос безопасности хранения учебного контента в облаке и конфиденциальности личных данных слушателей, преподавателей и тьюторов. Этим вопросам необходимо уделить отдельное внимание, разрабатывать их и находить пути решения в рамках других исследований.

В целом, научно обоснованное использование технологий дистанционного обучения одновременно с инновационными подходами к организации повышения квалификации педагогических работников и новейшими информационно- коммуникационными технологиями в процессе повышения квалификации педагогических работников делают этот процесс более открытым, гибким и мобильным.

В результате выполненных работ по трем направления на этапе развития произошло расширение и увеличение темпов внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс вузов последипломного педагогического образования.

Анализ современного состояния дистанционного обучения в высших учебных заведениях последипломного педагогического образования показал, что существует ряд проблем. Главными среди них являются:

• необходимость дальнейшего увеличения масштабов применения дистанционного обучения, повышения его качества и эффективности использования современных технологий;

  • формирование единого информационно-образовательного пространства для последипломного педагогического образования;
  • улучшение качества Веб-ресурсов областных институтов ППО: структуры, информативности, дизайна и т.д.;

• повышение качества творческого взаимодействия по вопросам дистанционного обучения между Университетом менеджмента образования и областными институтами ППО.

Невысокий темп внедрения дистанционного обучения в областных институтах последипломного педагогического образования и небольшое количество слушателей, желающих повышать квалификацию с использованием дистанционного обучения, по нашему мнению, объясняются: во-первых, не разработанностью общих научно-методических подходов к организации дистанционного обучения в высших учебных заведениях последипломного педагогического образования; во-вторых, несовершенством нормативной базы дистанционного обучения; в-третьих, нежеланием части руководителей заниматься этой проблемой и вкладывать в нее средства и ресурсы; в-четвертых, недопониманием отдельными группами научно-педагогических работников перспективности дистанционного обучения и удобства использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Следующая проблема заключается в медленных темпах формирования и развития единого информационно-образовательного пространства последипломного педагогического образования. Необходимо улучшать качество Веб-сайтов областных институтов последипломного педагогического образования (структура, информативность, дизайн и т.д.). А также разнообразить информационно-образовательное пространство за счет Веб-ресурсов кафедр, отдельных преподавателей, электронных образовательных ресурсов, электронных библиотек, виртуальных сообществ ученых и педагогов, их собственных блогов и тому подобное.

Отдельные усилия необходимо сосредоточить на более плодотворном и результативном творческом взаимодействии Университета менеджмента образования с областными институтами последипломного педагогического образования по вопросам дистанционного обучения. Решению этой проблемы будет способствовать: проведение совместных виртуальных научных, методологических и методических мероприятий (конференций, семинаров и т.д.); привлечение ведущих ученых УМО к проведению отдельных виртуальных учебных занятий для преподавателей и слушателей областных институтов ППО; демонстрация лучшего передового опыта специалистов из областных институтов ППО при проведении виртуальных «выездных» занятий; планирование и организация повышения квалификации сотрудников вузов ППО на их базе совместно со специалистами УМО.

Выводы.

Подводя итоги, можно констатировать тот факт, что за последнее десятилетие произошли кардинальные изменения в использовании дистанционного обучения в областных институтах последипломного педагогического образования. В то же время, темпы внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс довольно низки. Что не совсем соответствует вызовам современного развития общества. Требования настоящего времени показывают необходимость наращивания масштабов применения дистанционного обучения, повышения его качества и эффективности использования современных технологий.

Таким образом, внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс вузов ППО способствует развитию системы повышения квалификации в направлении систем открытого типа, улучшает ИКТ-поддержку образовательных процессов, научных исследований и управления последипломным педагогическим образованием.

Список литературы.

  1. Дмитренко П.В. Дистанційна освіта: аналіт. огляд / П.В.Дмитренко, Ю.А. Пасічник. – К.: Національний педагогічний ун-т ім. М.Драгоманова, 1999. – 25 с.
  2. Закон України «Про національну програму інформатизації» від 4.02.1998 р. №  74/98-ВР.
  3. Концепція розвитку дистанційної освіти в Україні. – К.: НТУ «КПІ», 2000. – 12 с.
  4. Кухаренко В.М. Дистанційне навчання: Навч. посібник. – Харків: ХДПУ, 1999. – 216 с.
  5. Олійник В.В. Дистанційне навчання – від ідеї до втілення // Світло. – 1999. – №  4 (14). – С. 22–25.
  6. Олійник В.В. Дистанційне навчання в післядипломній педагогічній освіті: організаційно-педагогічний аспект: Навч. посібник. – К.: ЦІППО, 2001. – 148 с.
  7. Олійник В.В. Дистанційне навчання педагогічних кадрів // Світло. – 1999. – №  3 (13). – С. 32–34.
  8. Олійник В.В. Концепція дистанційного навчання в системі підвищення кваліфікації педагогічних працівників. – К.: ЦІППО, 1999. – 14 с.
  9. Положення «Про дистанційне навчання в системі підвищення кваліфікації педагогічних працівників». – К.: ЦІППО, 1999. – 14 с.
  10. Програма впровадження дистанційного навчання в Центральному інституті післядипломної педагогічної освіти / Гравіт В.О., Антощук С.В., Сябрук Т.І., Кліменко А.Л. – К.: ЦІППО, 2002. – 16 с.
  11. Сейдаметова З.С. Облачные технологии и образование / Сейдаметова З.С., Аблялимова Э. И., Меджитова Л. М., Сейтвелиева С. Н., Темненко В. А. – Симферополь: «ДИАЙПИ», 2012. – 204 с
  12. Ткачук В. В. Хмарні обчислення як основа мобільного навчання / В. В. Ткачук // Хмарні технології в освіті: матеріали Всеукраїнського науково-методичного Інтернет-семінару (Кривий Ріг – Київ – Черкаси – Харків, 21 грудня 2012 р.). – Кривий Ріг : Видавничий відділ КМІ, 2012. – С. 54.
  13. Указ Президента України «Про заходи щодо розвитку національної складової глобальної інформаційної мережі Інтернет та забезпечення широкого доступу до цієї мережі в Україні» від 31.07.2000 р. № 928/2000.
  14. Katz R. N. The Tower and the Cloud: Higher Education in the Age of Cloud Computing / Richard N. Katz. – USA: Educase, 2008. – 273 p.
  15. Vaquero L. M. A Break in the Clouds: Towards a Cloud Definition / Luis M. Vaquero, Luis Rodero-Merino, Juan Caceres, Maik Lindner // ACM SIGCOMM Computer Communication Review. – 2009. – Vol. 39. – Iss. 1. – P. 50–55. 
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, последипломное педагогическое образование.

Полнотекстовый файл PDF
Антощук С.В., АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ ПРАКТИЧЕСКОГО ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТОВ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ГЕРОНТОЛОГИЯ". - 2014. - №3;
URL: http://www.gerontology.su/magazines?text=179 (дата обращения: 19.11.2017).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 3 | За неделю: 7 | Всего: 219