Электронный научный журнал

ГЕРОНТОЛОГИЯ
«GERONTOLOGY» Scientific Journal

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДНОГО ДОСТУПА К УЧЕБНЫМ РЕСУРСАМ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ

Бессарабов В.И.1,2, Баула О.П.2, Строкань А.П.2, Курышко Г.Г.2, Пальчевская Т.А.2
1. ГВУЗ Университет менеджмента образования НАПН Украины, г. Киев, Украина
2. Киевский национальный университет технологий и дизайна, кафедра промышленной фармации, г. Киев, Украина
УДК 378.046.4

Трансформация системы образования стран Европы в направлении открытого образования предусматривает развитие открытых учебных сред, обеспечивающих свободный доступ к учебным ресурсам [5, 7, 8]. Особую актуальность этот тренд приобретает в последипломном повышении квалификации (ПК) специалистов фармацевтической отрасли, в которой внедрение инноваций является жизненно необходимым для успешного динамического развития. Период полураспада компетентности специалиста в наукоемких областях знания уже сегодня составляет 18-24 месяца. Одновременно ускоряется процесс старения населения промышленно развитых стран, что выводит группу людей пожилого и старческого возраста в разряд одного из основных потребителей продукции отрасли. Такие процессы заставляют корректировать программы последипломного ПК, внедрять новые образовательные курсы в области геронтологии и гериатрии для работников фармацевтической отрасли.

В  современных условиях опорой всякого курса, программы ПК, вне зависимости от формы обучения, является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК).

К    сожалению значительная часть ЭУМК, созданных в последнее время в высших учебных заведениях, обеспечивает свободный доступ только на технологическом уровне организации. Поэтому актуальной является задача системного подхода к решению этой проблемы.

Целью нашего исследования является обоснование стратегии создания ЭУМКПК работников фармацевтической отрасли в области геронтологии и гериатрии с точки зрения обеспечения свободного доступа к учебным ресурсам для обучающегося.

Материал и методы исследования.

В работе использованы анализ собственного опыта разработки и внедрения ЭУМК повышения квалификации научно-педагогических работников вузов, фармацевтических и медицинских работников, работников учреждений социальной защиты и социального обеспечения в области геронтологии и гериатрии в рамках научно-исследовательского проекта открытого образования «Khmara» [4], метод экспертного оценивания выявленных тенденций.

При статистическом анализе материала выполняли расчет интенсивных и экстенсивных показателей средних величин, определяли достоверность различий средних и относительных величин t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при р<0,05.

Результаты исследования.

Опыт теоретического обоснования и практического внедрения в учебный процесс ЭУМК в проекте открытого образования «Khmara» позволяет считать, что система организации свободного доступа к учебным ресурсам должна обеспечивать следующие взаимосвязанные уровни (Рис.1):

1.  Технологический.

1.1. Возможность использования любого веб-браузера, любого устройства доступа к ЭУМК (в том числе мобильных устройств с соответствующей оптимизацией доступа).

1.2. Возможность использования всех широкораспространенных операционных систем и платформ.

1.3. Независимость доступа к ЭУМК от технических и финансовых возможностей учебной организации (доступ должен зависеть исключительно от пропускной способности канала соединения с сетью Интернет, доступного пользователю).2. 

2. Дидактический.

2.1. Обеспечение подачи учебного материала с учетом особенностей восприятия информации в ЭУМК (в первую очередь, четкое структурирование и модульность).

2.2. Активное применение интерактивного обмена учебной информацией как между преподавателями и слушателями, так и в группах слушателей через блоги, форумы, социальные сети.

2.3. Обязательное использование технологии вебинара в режиме реального времени.

2.4. Интеграция аудиовизуальных фрагментов в учебный материал ЭУМК с целью повышения уровня когнитивной мотивированности слушателей [1].

3.  Психолого-педагогический.

3.1. Учет особенностей восприятия информации в презентациях и на страницах ЭУМК с точки зрения места размещения, контраста, цвета и шрифтового наполнения.

3.2. Обеспечение интуитивно понятного входа в ЭУМК через единую точку доступа (сайт, логин, пароль) с использованием тройной цветной, буквенно-цифровой и пиктографической идентификации «своего» ЭУМК пользователем.

3.3. Обязательный учет основных принципов андрагогики при создании ЭУМК для обучения взрослых и герагогики - для обучения людей пожилого и старческого возраста [3, 6].

4.  Организационно-методический.

4.1. Обеспечение возможности использования полученных в процессе обучения навыков работы с электронными образовательными ресурсами вне ЭУМК в реальной жизни, на производстве, для продолжения обучения в течение жизни.

4.2. Организация измерения, оценивания и повышения (в случае необходимости) уровня компетентности обучающегося в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [2].

Последнее хорошо иллюстрирует результат анкетирования слушателей курсов повышения квалификации в области геронтологии и гериатрии (12-балльная шкала самооценки уровня ИКТ-компетентности, где 1-4 балла соответствуют низкому уровню 9-12 баллов - высокому уровню), которые обучались по очно-дистанционной форме обучения.

Установлено, что уровень индивидуальной успешности повышения квалификации (ИУПКС), во всех категориях достоверно выше у лиц с высоким уровнем ИКТ-компетентности по сравнению со специалистами с низким уровнем этого показателя (p <0,05).

Вывод.

Стратегия создания ЭУМК повышения квалификации специалистов фармацевтической отрасли в области геронтологии и гериатрии с точки зрения обеспечения свободного доступа к учебным ресурсам обучающегося, должна обеспечивать современные технологические, дидактические, психолого-педагогические и организационно-методические уровни организации.

Список литературы.

  1. Бессарабов В.И. Использование современных технологий дистанционного обучения для повышения когнитивной мотивированности студентов медико-биологических специальностей вузов / В.И. Бессарабов, А.Л. Лапшин // Геронтология. – 2013. – Т. 1, №   4. – С.545-552.
  2. Бессарабов В.И. Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий слушателей курсов повышения квалификации / В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 3. – С.342-349.
  3. Бессарабов В.И. Новая система актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики: основные положения / В.И. Бессарабов, К.И. Прощаев, А.Н. Ильницкий // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 1. – С. 92-99.
  4. Бессарабов В.І. Універсальна система управління навчальними ресурсами науково-дослідного проекту відкритої освіти «Хмара» / В.І. Бессарабов // Інформаційні технології і засоби навчання. — 2013. — Том 38, №6. — С. 162 — 169. — Режим доступа к журн.: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/936#.UvHxfLQVfw8.
  5. Биков В.Ю. Електронна педагогіка та сучасні інструменти систем відкритої освіти / В.Ю. Биков, І.В. Мушка // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2009. – Т. 13, №   5. – Режим доступа к журн.: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/177#.Um1loxCKJYA.
  6. Ильницкий А.Н. Современный взгляд на проблемы герогогики / А.Н. Ильницкий, К.И. Прощаев, В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 2. – С.102-112.
  7. Манако А. Ф. ИКТ в обучении: взгляд сквозь призму трансформаций / А. Ф. Манако, Е. М. Синица // Образовательные технологии и общество. — 2012. — Tом 15, № 3. — С. 392–413. — Режим доступа к публикации: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v15_i3/html/6.htm.
  8. Морзе Н.В. Формування навичок ефективної співпраці студентів під час використання вікі-порталу / Н.В. Морзе, Л.О. Ярченко-Троценко // Інформаційні технології і засоби навчання. — 2014. — Том 40, №2. — Режим доступа к журн.: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/1015#.VAXU1mPDV8E.
Ключевые слова: повышение квалификации, электронные учебно-методические комплексы, геронтология, фармацевтическая отрасль.

Полнотекстовый файл PDF
Бессарабов В.И., Баула О.П., Строкань А.П., Курышко Г.Г., Пальчевская Т.А., ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДНОГО ДОСТУПА К УЧЕБНЫМ РЕСУРСАМ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ // ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ГЕРОНТОЛОГИЯ". - 2014. - №1;
URL: http://www.gerontology.su/magazines?text=160 (дата обращения: 23.04.2024).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 5 | За неделю: 5 | Всего: 3930