Электронный научный журнал

ГЕРОНТОЛОГИЯ
«GERONTOLOGY» Scientific Journal

ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ С СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ДО И ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Киселевич М.М.1, Киселевич В.М.2
1. Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород, Россия
2. МБУЗ «Городская клиническая больница №1», г. Белгород
УДК 616.126-007.24

Введение.

Одним из важных показателей эффективности лечебно-профилактических мероприятий у пожилых больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы является качество жизни (КЖ) [1, 3, 5, 7].

В медицинской практике учитываются только те показатели, которые могут изменяться из-за состояния здоровья. КЖ больных может определяться тремя основными факторами: степенью функциональных возможностей пациента, выраженностью симптомов заболевания и уровнем психосоциальной адаптации к заболеванию. Существует множество различных методик оценки качества жизни (опросники) и самым распространенным из них является опросник SF-36 [3, 4, 5].

Для повышения качества жизни и улучшения прогноза терапия должна проводиться по двум основным стратегическим направлениям. Первое – это назначение базисной терапии, улучшающей прогноз, и второе – терапия, направленная на улучшение качества жизни, стабилизации уровня артериального давления, устранение приступов стенокардии и ишемии миокарда. В этом большое значение имеет терапевтическое обучение [2, 4, 6].

Таким образом, качество жизни оценивается качеством терапии и стойкостью ремиссии, а в основе этого лежит приверженность пациентов к терапии, что можно достичь образованием (терапевтическим обучением).

Цель исследования. Изучить качество жизни у пожилых пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями до и после применения методов терапевтического обучения с использованием опросника SF-36.

Материал и методы. За 2009-2012 гг. в терапевтическом отделении городскойклинической больницы №1 г. Белгорода было проведено обследование пожилых пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и определено качество жизни до и после терапевтического обучения.

Результаты и обсуждение. За отчетный период было обследовано 93 пожилыхпациента в возрасте 60-74 года, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями (АГ третьей и четвертой групп риска, ИБС и ХССН второго и третьего ФК). В основной группе было 62 пациента и в контрольной – 31 пациент. Обследование пожилых пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями проводили по общепринятым методикам с использованием лабораторных и инструментальных методов.

В терапевтическом стационаре частота применения методов функционального обследования составила: ЭхоКГ – 99,5±0,1%, электрокардиография – 99,5±0,1%, УЗИ - 98,5±1,1, спирография – 27,9±0,2%, реография – 17,9±0,4%, холтеровское мониторирование – 1,7±0,04%. Частота рентгенологических методов составляет 86,3±1,2%. Лабораторные исследования − применяли биохимические исследования крови – 98,9±0,1%, общеклинические исследования – 98,7±0,3%.

Обучение пожилых пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (АГ, ИБС) проводили после согласия их на обучение, стабилизации заболевания, с учетом длительности пребывания на койке. Занятия проводили в специально оборудованном кабинете.

Терапевтическое обучение больных с артериальной гипертензией (АГ) у пожилых пациентов основной группы проводили с использованием единой программы, включающей 4 совмещенных теоретико-практических занятия по следующим темам (ШЗ по гипертонии):

  1. Понятие об артериальной гипертензии и опасностях повышения артериального давления.
  2. Правила измерения артериального давления и его самоконтроль.
  3. Диагностические критерии гипертонического криза, самопомощь, показания для госпитализации.
  4. Необходимость диспансерного наблюдения в поликлинике.

Терапевтическое обучение пожилых пациентов основной группы при ИБС (стенокардия), включало 3 теоретико-практических занятия по следующим темам (школа здоровья по ИБС):

  1. Понятие об ишемической болезни сердца и существующих ее формах.
  2. Факторы риска ишемической болезни сердца.
  3. Цели, тактика лечения и самопомощь при ишемической болезни сердца.

До обучения в медико-образовательных программах (МОП) по гипертонии (ШЗ по гипертонии) пациентам в основном назначали антигипертензивные препараты с коротким периодом полувыведения, доля которых в структуре назначаемых лекарственных препаратов составила 79,9%, а препараты с длительным сроком действия применялись в 20,1% случаев. После проведения медико-образовательной программы и использования современных возможностей хронотерапии доля препаратов первого поколения в лечении больных снизилась до 30,1%, они стали применяться только как средство оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Препараты пролонгированного действия назначали в 3 раза чаще – 75% случаев.

При наличии у пациентов артериальной гипертензии и ИБС до начала терапевтического обучения в группе клинического наблюдения (основная группа) отмечены следующие параметры качества жизни по данным опросника SF-36.

Показатели по шкалам GH (общего здоровья) соответствовали 26,9+2,3 баллам, ролевого функционирования (RP) – 27,3+3,3 баллам, боли (P) – 14,3+1,9 баллам, физического функционирования (PF) – 25,8+2,4 баллам, жизнеспособности (VT) – 26,9+3,6 баллам, психологического здоровья (MH) – 22,6+1,8 баллам, ролевого эмоционального функционирования (RE) – 31,0+2,9 баллам и социального функционирования (SF) – 31,2+2,7 баллам.

В контрольной группе имели место следующие параметры оценки качества жизни: по шкалам GH (общего здоровья) - 25,8+2,1 баллов, ролевого функционирования (RP) – 26,9+1,7 баллов, боли (P) – 14,3+1,5 баллов, физического функционирования (PF) – 24,9+2,3 балла, жизнеспособности (VT) – 25,4+3,1 баллов, психологического здоровья (MH) – 21,8+1,5 балл, ролевого эмоционального функционирования (RE) – 30,5+2,6 баллов и социального функционирования (SF) – 30,7+2,4 баллов. Достоверной разности показателей между показателями качества жизни в группе клинического наблюдения и контрольной не выявлено.

По окончания лечения в группах наблюдения имела место следующая динамика показателей качества жизни.

В группе клинического наблюдения (основная группа) показатели по шкалам GH (общего здоровья) соответствовали 30,8+2,4 баллам, ролевого функционирования (RP) – 31,3+1,9 баллам, боли (P) – 10,1+1,3 баллам, физического функционирования (PF) – 31,4+2,1 баллам, жизнеспособности (VT) – 32,1+1,5 баллам, психологического здоровья (MH) – 26,7+1,4 баллам, ролевого эмоционального функционирования (RE) – 34,3+2,1 баллам и социального функционирования (SF) – 35,4+2,1 баллам.

В контрольной группе выявлены следующие параметры качества жизни: по шкалам GH (общего здоровья) – 26,5+1,5 баллов, ролевого функционирования (RP) – 26,1+0,8 баллов, боли (P) – 12,3+1,4 балла, физического функционирования (PF) – 25,1+1,5 баллов, жизнеспособности (VT) – 27,3+1,7 баллов, психологического здоровья (MH) – 22,1+1,0 балла, ролевого эмоционального функционирования (RE) – 30,0+1,9 баллов и социального функционирования (SF) – 31,3+1,5 балла, p<0,05.

Таким образом, при патологии сердечно-сосудистой системы в пожилом возрасте при проведении терапевтического обучения отмечаются более высокие показатели качества жизни через три месяца после терапевтического обучения по сравнению с пациентами контрольной группы, что свидетельствует о важности применения данного метода в тактике ведения гериатрических больных в стационарных условиях.

Выводы:

  1. Качество жизни пожилых пациентов с сердечно-сосудистыми заболевания до поступления в терапевлеческий стационар было низким (общее здоровье 26,5±1,5).
  2. После проведенного терапевтического обучения в стационаре в основной группе через 3 мес. качество жизни повысилось (общее здоровье 30,8±2,4).

Список литературы.

  1. Беленков Ю.Н., Терновой С.К. Функциональная диагностика сердечно-сосудистых заболеваний / Ю.Н. Беленков, С.К. Терновой.- Издательская группа «Геотар-Медиа», 2007. – 976 с.
  2. Глезер М.Г. Труды ХУ Российского национального конгресса «Человек и лекарство» /  Г.М. Глезер. – М, 2008. – Т. 2. – С. 35-52.
  3. Киселевич М.М. К вопросу о составлении медико-образовательных программ для пожилых бронхолегочных больных//Осенняя геронтологическая конференция: Сб. тезисов. (Белгород,2009). – Белгород, 2009. – С. 15-16.
  4. Совенко Г.Н.Современные стационарзамещающие технологии в обеспечении качества жизни пожилых больных с патологией сердечно-сосудистой системы. I Международная научно-практическая конференция. Инновационные технологии управления здоровьем и долголетием человека // Материалы конференции: статьи и тезисы. (Санкт-Петербург, 2010). – Санкт-Петербург, 2010. - С.349-355.
  5. Rosomff H.L. Quality outcomts in rehabilitation // 12th World Congress IFPRM: book of obstructs. – Sydney, 1995. – P. 31.
  6. Rukholm E., McGirr M., Potts J. Measuring quality of life in cardiac rehabilitation clients / E. Rukholm, M. McGirr, J. Potts // Int. J. Nurs. Stud. – 1998 – Vol. 35, N 4 – P. 210-216.
  7. Glasqow R.E., Fischer E.B., Anderson B.J., LaGreda A. / R.E. Glasqow, E.B. Fischer, B.J. Anderson, A. LaGreda // Diabetes Gare. – 1999 – Vol. 22, N 5 – P. 832-843.
Ключевые слова: качество жизни, пожилой пациент, терапевтическое обучение.

Полнотекстовый файл PDF
Киселевич М.М., Киселевич В.М., КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ С СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ДО И ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ // ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ГЕРОНТОЛОГИЯ". - 2014. - №1;
URL: http://www.gerontology.su/magazines?text=158 (дата обращения: 24.11.2017).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 3 | За неделю: 6 | Всего: 230