Электронный научный журнал

ГЕРОНТОЛОГИЯ
«GERONTOLOGY» Scientific Journal

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Бессарабов В.И.1
1. ГВУЗ Университет менеджмента образования НАПН Украины, Киев, Украина
УДК 378:004

Введение.

Темпы старения населения промышленноразвитых стран заставляют говорить о существенном изменении демографической ситуации в последние 20 – 30 лет, значительном увеличении доли людей пожилого и старческого возраста в обществе. Причем общее повышение жизненного уровня населения, разработка новых высокоэффективных фармацевтических препаратов, технологий предупреждения преждевременного старения, повышение результативности лечения наиболее распространенных заболеваний привело не просто к увеличению продолжительности жизни. Сегодня возможно говорить об увеличении доли людей пожилого и старческого возраста, которые по-прежнему активны в социальном, когнитивном, физическом плане. Структурный сдвиг человеческой популяции в сторону пожилого возраста заставляет органы государственного и местного управления активно развивать социальные службы. При этом огромное значение приобретает профессиональное образование специалистов, которые работают с людьми пожилого и старческого возраста [1].

Одномоментное изменение в уровне профессиональной подготовки таких специалистов в сторону высшего и среднего специального образования в области социальной геронтологии и герогогики невозможно по многим причинам, влючая масштабы проблемы. Поэтому основным способом разрешения сложившейся ситуации является разработка и внедрение новых курсов повышения квалификации активно работающих специалистов социальной и медицинской сферы.

Каждый такой курс должен отвечать требованиям динамично развивающихся педагогической и психологической наук, соответствовать уровню развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образованиии, дистанционного обучения, как неотъемлемой основы системы открытого образования [2].

Одним из наиболее перспективных направлений модернизации среднего, высшего и последипломного специального образования является компетентностный подход, который по сути является определяющим в Болонском процессе. Постепенно компетентностный подход становится основой политики, проводимой государствами Европы в области образования [3]. Поэтому настоящая проблема актуальна.

Целью настоящего исследования стало обоснование значения компетентности в         области информационно-коммуникационных технологий слушателей курсов повышения квалификации как основы успешного освоения курса и эффективной профессиональной деятельности.

Материал и методы исследования: анализ литературных данных и результатовсобственных исследований в области разработки и внедрения курсов повышения квалификации социальных работников.

Результаты и их обсуждение.

Программа каждого курса повышения квалификации должна основываться и проектироваться на принципах открытого образования. Применение в открытом образовании методов, средств и ресурсов глобального образовательного пространства предусматривает активное использование единого информационного пространства системы образования, как его подсистемы [4, 5].

Эффективная программма курса повышения квалификации вне зависимости от модели организации учебного процесса (очной, очно-дистанционной или дистанционной) в настоящее время объективно должна опираться на учебно-методический комплекс, значительная часть которого (либо весь комплекс полностью) представляет собой электронные учебные ресурсы. Активное внедрение технологий и методов дистанционного образования, электронной педагогики в процесс повышения квалификации специалиста позволяет насытить курс аудиовизуальными фрагментами, дать значительный объем дополнительных нормативных, учебно-методических материалов, организовать управляемую самостоятельную работу слушателей.

Причем самостоятельная работа слушателей объективно составляет основную часть учебного времени и ее доля может только увеличиваться в общем объеме времени курса. Такая закономерность обусловлена не только особенностями повышения квалификации специалистов, которые заняты на работе и не могут надолго оставлять свои рабочие места без ущерба для функционирования соответствующих подразделений социальной защиты населения. Курсы повышения квалификации социальных работников в области социальной геронтологии и герогогики следует рассматривать, на наш взгляд, как определенное продвижение каждого слушателя к саморазвитию и опережающему самообразованию в области указанных наук.

Таким образом эффективное освоение программы курса повышения квалификации, направленное на дальнейшее самообразование, должно основываться на эффективном использовании электронных образовательных ресурсов. В свою очередь электронные образовательные ресурсы не могут быть должным образом интегрированы в образовательный процесс без определенного уровня компетентности слушателей курсов в области ИКТ.

Следует различать понятия грамотности в области ИКТ и компетентности в области ИКТ. В первом случае мы говорим о совокупности общих знаний и представлений о персональном компьютере, минимально необходимом наборе программных средств и умений их использования в качестве конечного пользователя, общих представлений о сетевых ресурсах Интернет. Компетентность в области ИКТ предполагает не только ИКТ грамотность, но эффективное использование ИКТ в своей профессиональной деятельности, в повышении своей квалификации (самообразовании) как специалиста.

В   научно-педагогической литературе активно ведется дискуссия о значении и формировании ИКТ-компетентности студента, учащегося, педагога в средней, высшей школе, однако трудно найти работы, посвященные ИКТ-компетентности социального работника, работающего с людьми пожилого и старческого возраста. И это при том, что ИКТ-компетентность социального работника, как слушателя курсов повышения квалификации, является не только необходимым условием успешного освоения программы, но и жизненной потребностью для ежедневной эффективной работы на своем рабочем месте. Ведь именно социальный работник зачастую является единственным связующим звеном между пожилым человеком и социумом, единственным человеком, который способен не только решить текущие проблемы жизнеобеспечения, создания безопасной среды обитания, но и научить пожилого человека элементарным приемам жизни в условиях цифрового (информационного) общества.

Старение в условиях информационного общества уже получило специальный термин, - digital ageing, - и обсуждается в специальной литературе. Значительное количество пожилых людей не владеют ИКТ, не знают об их возможностях по разным причинам, которые связаны с состоянием здоровья, уровнем доходов, низким уровнем образования, оторванностью от семьи, отсутствием социальных обучающих программ. По сути следует говорить о неоэйджизме, как очередном витке дискриминации пожилого человека по признаку освоения и доступа к ИКТ [1].

Безусловно, решение проблемы состоит в разработке и внедрении специальных обучающих программ в области ИКТ для людей пожилого возраста, финансируемых из местного и федерального бюджетов. Однако прямым источником минимальных ИКТ-знаний для пожилого человека должен стать, по нашему убеждению, социальный работник, с которым он регулярно общается. Соответственно, социальный работник должен обладать определенным уровнем ИКТ-компетентности, иметь минимально необходимые знания о дидактических приемах герогогики, самостоятельно решать задачи, направленные на обучение и развитие пожилых людей в области ИКТ, как полноценных и полноправных членов информационного общества.

Следовательно, ИКТ-компетентность социального работника, как слушателя курсов повышения квалификации, необходимо развивать не только для целей успешного освоения программы курса, дальнейшего профессионального самообразования, но и для целей прямого практического использования в ежедневной образовательной работе с людьми пожилого возраста. Социальный работник должен обладать навыками не только самостоятельного получения, оценивания и создания новой информации, но и моделирования собственной профессиональной деятельности, решения задач ИКТ-образования подопечных.

Следует интенсифицировать разработку новых дидактических пособий, электронных обучающих курсов в области социальной геронтологиии и герогогики с ориентацией на развитие в том числе ИКТ-компетентности социального работника, использовать новые приемы и подходы внедрения в образовательную практику электронных обучающих ресурсов. Одним из современных вариантов таких дидактических приемов может быть использование минимодульной системы актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики [6].

Мы полагаем, что каждая вновь создаваемая программа повышения квалификации социальных работников в области социальной геронтологии и герогогики должна включать как обязательные (крайне желательные) следующие компоненты:

  1. систему измерения и оценивания ИКТ-компетентности слушателя перед началом курса и после его окончания;
  2. отдельные учебные модули (темы), посвященные изучению систем открытого образования, дистанционного обучения, ИКТ;
  3. отдельные учебные модули (темы), посвященные дидактическим приемам герогогики и обучения людей пожилого возраста основам ИКТ.

Выводы.

Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий социальных работников, - слушателей курсов повышения квалификации, - является основой успешного освоения курса, дальнейшего саморазвития и эффективной профессиональной деятельности. Программы курсов повышения квалификации социальных работников в области социальной геронтологии и герогогики должны включать элементы измерения и оценивания ИКТ-компетентности слушателей, обучения основам ИКТ и дидактики в области ИКТ.

Список литературы.

  1. Ильницкий А.Н. Современный взгляд на проблемы герогогики / А.Н. Ильницкий, К.И. Прощаев, В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 2. – С.102-112.
  2. Биков В.Ю. Моделі організаційних систем відкритої освіти: Монографія. – К.: Атіка, 2008. – 684 с.
  3. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19–26.
  4. Биков В.Ю. Електронна педагогіка та сучасні інструменти систем відкритої освіти / В.Ю. Биков, І.В. Мушка // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2009. – Т. 13, №
  5. – URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/177#.Um1loxCKJYA (дата обращения: 20.05.2013).
  6. Биков В.Ю. Відкрита освіта і відкрите навчальне середовище / В.Ю. Биков // Теорія і практика управління соціальними системами. – 2008. - №2. – С. 116-123.
  7. Бессарабов В.И. Новая система актуализации знаний в области социальной геронтологии и герогогики: основные положения / В.И. Бессарабов, К.И. Прощаев, А.Н. Ильницкий // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 1. – С. 92-99.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, компетентность, социальная геронтология, герогогика.

Полнотекстовый файл PDF
Бессарабов В.И., КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ // ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ "ГЕРОНТОЛОГИЯ". - 2013. - №3;
URL: http://www.gerontology.su/magazines?text=130 (дата обращения: 11.12.2017).

Код для вставки на сайт или в блог:

Просмотры статьи:
Сегодня: 2 | За неделю: 12 | Всего: 306